Критики всегда сравнивают. Несравнимое от них ускользает. © Жан Кокто
21.05.2011 в 01:36
Пишет Инге:Понравилось:
Во-первых, во многих социумах "по определению" старый человек = слабый человек, и "уважение" воспитывается не столько к старости, сколько, скажем так, к немощности. Здесь даже относительно слова "уважение" можно поспорить: скорее это воспитание внутренней потребности "поддержать более слабого" - но именно с позиции сильного! И в целях подкрепления этой потребности человек таки получает внутреннее удовольствие: подавая руку слабому, он ощущает себя более сильным. Довольно многим людям на бессознательном уровне это приятно.
Но во-вторых, есть мегасемейное наследие, где более старый = более влиятельный, имеющий право априори "командовать молодыми": здесь уже "уважение" понимается нередко как "беспрекословное послушание". Конфликт возникает, когда два этих представления сталкиваются в одной точке: например,многие пожилые люди именно ТРЕБУЮТ, чтобы им уступили место в метро. Но согласитесь, одно дело, когда человек великодушно встает, наслаждаясь ощущением собственного "превосходства в силе" и способности позаботиться о более слабом, и совсем другое дело - когда человека с унижением поднимают за шкирку и вдогонку еще и поливают "Ну и молодежь пошла".
Подобное бывает практически везде, где некоторая категория населения, в обществе официально именуемая "более слабой и уязвимой", на поверку оказывается, простите, более сильной и нахальной. У многих происходит "разрыв шаблона", и в самом деле возникают вопросы "А почему это я должен им уступать, когда они. судя по поведению и интенсивности требований, посильнее и поздоровее меня самого будут!.."
URL записиВо-первых, во многих социумах "по определению" старый человек = слабый человек, и "уважение" воспитывается не столько к старости, сколько, скажем так, к немощности. Здесь даже относительно слова "уважение" можно поспорить: скорее это воспитание внутренней потребности "поддержать более слабого" - но именно с позиции сильного! И в целях подкрепления этой потребности человек таки получает внутреннее удовольствие: подавая руку слабому, он ощущает себя более сильным. Довольно многим людям на бессознательном уровне это приятно.
Но во-вторых, есть мегасемейное наследие, где более старый = более влиятельный, имеющий право априори "командовать молодыми": здесь уже "уважение" понимается нередко как "беспрекословное послушание". Конфликт возникает, когда два этих представления сталкиваются в одной точке: например,многие пожилые люди именно ТРЕБУЮТ, чтобы им уступили место в метро. Но согласитесь, одно дело, когда человек великодушно встает, наслаждаясь ощущением собственного "превосходства в силе" и способности позаботиться о более слабом, и совсем другое дело - когда человека с унижением поднимают за шкирку и вдогонку еще и поливают "Ну и молодежь пошла".
Подобное бывает практически везде, где некоторая категория населения, в обществе официально именуемая "более слабой и уязвимой", на поверку оказывается, простите, более сильной и нахальной. У многих происходит "разрыв шаблона", и в самом деле возникают вопросы "А почему это я должен им уступать, когда они. судя по поведению и интенсивности требований, посильнее и поздоровее меня самого будут!.."